Терапия души: светские психологи или святые отцы?

Недавно одна истово верующая прихожанка доказывала мне, что вся светская психология создана безбожниками и потому нам, православным христианам, не нужна... «Только святые отцы, духовники и никакой психологии!» – считает она. Бескомпромиссность постановки вопроса всегда немного пугает. Накануне я как раз прочёл несколько книг разных американских психологов, в которых довольно редко упоминаются слова «Бог» или «вера», но в которых я нашел много параллелей с теми мыслями, что ранее почерпнул у святых отцов. Вот несколько примеров.

«Пять языков любви»

Пока православная церковь в России и Украине едва не прекратила своё существование, христиане в Европе и США имели возможность развивать разные направления богословия, поэтому нет ничего удивительного в том, что нам есть чему учиться у западных христиан, в том числе и в вопросах семейной этики. К примеру, протестантский психолог Девид Чепман написал замечательную книгу «Пять языков любви», которая уже успела стать одним из главных трудов в семейной психологии.

Может ли быть полезным неправославный автор? – спросят меня ревнители святоотеческого богословия. Ну, например протестант Клайв Льюис и католик Гилберт Честертон пользуются заслуженной популярностью у православных, так как говорят об общем для всех христиан.

Нечто похожее я бы сказал и о Дэвиде Чепмене. Он первым выдвинул предположение, что семейные или любые другие межличностные конфликты объясняются тем, что разные люди по-разному выражают свои чувства. Кто-то перемоет всю посуду и вытрет пыль и этим выразит свою заботу о супруге. А тем временем самому супругу нужна была содержательная беседа или моральная поддержка после тяжелого рабочего дня. Один из «языков любви» он так и называет «слова одобрения». Некоторым людям они нужны как воздух.
На первый взгляд, эта идея противоречит общепринятому в церковной среде представлению о том, что похвала способствует тщеславию. Но всё не так однозначно. Вот что пишет по этому поводу святой Иоанн Златоуст: «С женою твоей говори только с любовью. На земле нет для тебя ничего дороже её любви, и нет ничего печальнее входить с нею в разногласия. И никогда не будь груб, не скажи ничего сурово, но только с почтением, с нежностью и великой любовью. Будь к ней внимателен — и она не захочет внимания ни от кого другого; ей не будут нужны ничьи похвалы, если ты благодарен ей. Предпочитай её всем, хваля её скромность и красоту, и чаще говори ей об этом: этим ты оградишь её от всякого интереса к посторонним» (святой Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Ефесянам апостола Павла)

Получается, что святитель Иоанн говорил о том же, что и современный психолог, только другими словами.

Учиться управлять эмоциями

Книга Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей» стала бестселлером еще в 1990-е годы. Несколько терминов, введенных этим авторов, сейчас широко используются в деловой среде: «проактивность», «win-win». Один из его важнейших тезисов – важно не то, с какими обстоятельствами ты сталкиваешься в жизни, а как ты к ним относишься. Слово «проактивность» у него является антонимом «реактивности», то есть машинальной реакции на внешние раздражители. Фактически он учит людей управлять своими эмоциями, отказаться от поверхностного существования на волне своих чувств и больше доверять разуму. Разве не о том же пишут многие святые отцы – к примеру, тот же Игнатий Брянчанинов, много раз напоминавший о том, как испорчено и порочно бывает человеческое сердце.

Многие методики Кови применимы не только в деловой сфере, но и в семейных отношениях. Один характерный эпизод – он описывает как к нему после выступления подошел молодой человек и стал жаловаться на свою жену, мол, она его не понимает, не любит, не поддерживает и он тоже уже не чувствует к ней любви. Кови ответил: «Любите ее». Парень смутился: «Как же я могу её любить, если ничего уже не чувствую, если она мне не отвечает тем же?» Кови несколько раз повторил: «Любите ее». А потом объяснил: «Любовь – это не чувство, а действие. Любить – значит не ждать в себе каких-то особых эмоций, а совершать поступки, делом показывать свою любовь». Тут вспоминаются слова старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Нам дана от Господа заповедь любви к людям, к нашим ближним. Но любят ли они нас, нам об этом нечего беспокоиться. Надо лишь о том заботиться, чтоб нам их полюбить».

«Сила воли. Как развить и укрепить»

Еще одна книга, которая мне кажется весьма полезной – «Сила воли. Как развить и укрепить». Ее автор – преподаватель Стэндфордского университета Келли Макгонигал. Опираясь на последние исследования, она приводит несколько практических рекомендаций по укреплению силы воли. Большинство книг отцов-аскетов, которые сейчас доступны в церковных книжных лавках издаются по старым переводам, там для обозначения термина «сила воли» используется слово «ревность», в смысле «рвение». Это немного сбивает с толку.
Антропология, то есть представление о происхождении инстинктов и желаний у человека, у Макгонигал далеко отстоит от христианского взгляда на этот вопрос. Но некоторые её советы очень близки к тому, что мы можем найти в святоотеческом наследии. «Лучший способ развить самоконтроль – понять, как и почему вы его теряете», – пишет Макгонигал. «Благодать приходит тем же путем, что и ушла», – эту фразу приписывают многим святым отцам, кто-то – Иоанну Лестивчнику, кто-то – авве Дорофею. Но смысла сказанного это не меняет.

Вот еще совет из книги Макгонигал – нужно заставлять себя делать то, к чему ты не привык. Даже в мелочах – к примеру, во время еды держать вилку в левой руке, не забрасывать ногу на ногу, когда сидишь. Вроде бы это такие мелочи, но именно они формируют важный навык – умение идти против своих желаний и старых привычек. Запрет на мясо и развлечения во время поста – из той же области. Это тренировка силы воли.

 

Ну, а напоследок хочу сказать о самой полезной книге, автор которой был и святым, и психологом одновременно. Речь идёт о книге «Сокровище духовное, от мира собираемое» святителя Тихона Задонского. Его тексты учат нас очень важному умению – во всем вокруг находить повод подумать о Боге, молитве, любви, покаянии. Такой же взгляд можно использовать и для изучения психологии. В ней можно найти много полезного для христиан, а можно – и множество гадостей – всё зависит от того, под каким углом вы смотрите.

Есть по этому поводу замечательный анекдот. Разговаривают две мухи. Одна говорит: «Что за жизнь! Все пытаются поймать, убить…» Другая ей отвечает: «Что ты говоришь! А я слышу только аплодисменты».

Источник http://pravlife.org